Челябинск, ул. Российская, 275
(351) 750-60-65
8-904-800-5988

E-mail: ardigo@mail.ru

30 марта 2012, Александр Святов, общественный деятель:
«У Юревича рейтинг – за 60 процентов, при такой «температуре» оппозиция не растет»

Комсомольская правда - Челябинск 31 марта 2012 года.

Что даст новый закон о партиях челябинцам

И можно ли стать депутатом не имея поддержки власти и денег

В студии радио «Комсомольская правда — Челябинск» мы обсудили новый закон о политических партиях. В гостях у нас Александр Святов, общественный деятель, организатор ежегодного регионального конкурса молодых исполнителей «Арт-старт», один из учредителей общественного движения «Забота». С 2006 года председатель общественного движения «Сентябрь». На прошедших выборах Президента РФ Александр являлся доверенным лицом Михаила Прохорова. Также он возглавляет общественный совет Челябинской области в поддержку этого политика.— Какие плюсы и минусы есть в новом законе?

— Последние годы политической жизни представили нам такую картину: огромное выжженное поле и вокруг огромная властная вертикаль. Сейчас ситуация меняется. У молодых и активных появилась возможность реализовать себя на муниципальном уровне — сделать карьеру, сделать что-то доброе для своего населенного пункта. Сегодня достаточно 500 человек, чтобы подать документы и зарегистрировать свою партию. А раньше было нужно более 40 тысяч… Минус в том, что такой пункт, как возможность создания блоков — не прошел. А то несколько небольших партий могли бы объединиться на выборах и провести своего депутата. Хотя уже и в том виде, в котором был принят закон, появилось много возможностей.

— Сейчас все кому не лень кинуться организовывать партии. Будет сто партий? Как мне, избирателю, разобраться во всех программах?

— Да, непривычно, придя на выборы обнаружить «рулончик», в который включена сотня партий. Но увидите: мелкие партии, которые не выживут через два-три года, станут полем, на котором вырастут более крупные и сильные. Как сказал Михаил Прохоров в своей программе: «Должна быть конкуренция». Как в экономике, так и в политике. Как в спорте, конкуренция заставляет тебя максимально мобилизоваться, использовать лучше ресурс. Поэтому произойдет нечто вроде естественного отбора.

— Почему незадолго до выборов все партии начинают вести активную политическую деятельность, а за четырех годичный промежуток правления — тишина?

— У нас в стране политическая культура недостаточно высокого уровня. И только накануне выборов как черт из табакерки появляются добрые дяди, раздавая подарки. Поэтому в профессиональном понятии партий у нас не существует, кроме, может быть КПРФ. Партий с разветвленной структурой, которые ведут постоянную деятельность, издают свои газеты, практически нет. Реальная настоящая партия создается снизу, когда объединяются люди активные, которые не хотят ограничивать свою жизнь домом и работой. Пока еще в стране период детского роста в политике. Но через десять лет появятся настоящие политические организации. И их не будет много, как во всех цивилизованных странах. Они и будут определять повестку дня.

— Так у нас и так немного сейчас партий, которые прошли на прежних выборах в Госдуму. Зачем «заводить» еще кого-то?

— Сейчас появятся новые игроки на политическом поле. И я думаю, что эти результаты выборов показали, что «старцы», сидящие в Госдуме, будут вынуждены под давлением молодежи уйти.

ГЛАВНОЕ НЕ УМ, А — ХАРАКТЕР
— Известно, что вы рассматриваетесь, как наиболее вероятный руководитель местного отделения создающейся партии Михаила Прохорова. А на Ваш взгляд, какие шансы у этой партии?

— На выборах Президента Челябинск стал пятым городом в России, где Прохоров набрал наибольшее количество голосов. Да и по всей стране Михаил Дмитриевич показал достойный результат. Так что у партии реальный шанс на ближайших муниципальных выборах, которые пройдут через два года, занят достойной месте в городском собрании. Михаил Дмитриевич Прохоров выступает в первую очередь за конкуренцию в политике. Поэтому я и участвую в конкурсе за право возглавить отделение партии. Я вообще люблю участвовать в состязаниях, это позволяет нам объективно оценивать свои возможности. Кто будет победителем — пусть решат избиратели.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать лидером партии?

— Основное качество вовсе не ум, как многие думают, а характер. Умных людей много. А умный человек, как правило, склонен к сомнению. Как показывает история, лидерами становятся яркие личности. Человек должен обладать сильным характером, быть немножко «бесшабашным», смело идти вперед, ведя за собой других. Гореть самому и зажигать других. Быть уверенным в своей правоте, не смотря ни на что.

— Чем политическая партия отличается от общественной организации? Ведь они обе защищают интересы граждан, несут что-то полезное в общество.

— Главное отличие общественной организации в том, что она не преследует политических целей. А партия создается для того, чтобы реально участвовать в политической жизни. То есть участвовать в выборах всех уровней и иметь своих представителей везде. Общественная организация не имеет права выдвигать своих кандидатов на выборы. Но мы имеем право поддержать какого-либо кандидата на выборах, если сочтем его достойным.

— Откуда у Вас деньги на благотворительность?

— Учредителями нашего общественного движения «Сентябрь» являются в том числе и предприниматели. Но необязательно помогать деньгами. Кто-то даст транспорт для мероприятия, кто-то организует спортивный праздник. Директор кондитерского цеха выделит сладостей для детского дома. Артисты дадут бесплатный концерт

КТО МОЖЕТ СТАТЬ КАНДИДАТОМ
— Вы еще руководите консалтинговым агентством, являетесь политтехнологом, прошли множество избирательных компаний. Всякое бывало?

— В последнее время выборы в России превратились в войну: информационную и административную. Бывали случаи, когда избивали наших пикетчиков, а нашим кандидатам поступали угрозы по ночам. У нас сформировалась сильная команда, на выборах мы всегда побеждаем, на последних муниципальных выборах наш кандидат набрал в два раза больше голосов, победив ставленника «Единой России».

— А есть какие-то определенные требования для свежих молодых сил?

— Во-первых, за человеком уже что-то должно быть, какое-то резюме. Реальные проекты, которые осуществил. Реальные дела, которые сделал. Мы готовы помочь такому человеку, подключить его в свой ресурс, продвинуть его в депутаты местного совета. Ведь в молодом населении накопилось столько нереализованной энергии. Поэтому активное участие в политической жизни — это шанс исправить сложившуюся ситуацию.

— Можете поделиться какими-нибудь профессиональными секретами: как кандидату победить на выборах?

— Сначала мы должны оценить ваши ресурсы и ресурсы ваших оппонентов. В первую очередь это временной ресурс. Ведь многие кандидаты делают ошибку, считая избирательной компанией последние три месяца перед выборами. На самом-то деле это уже финишный рывок. Профессионалы знают, что начинать компанию нужно за полтора-два года. Затем выходит на первый план административный ресурс. Поддерживает ли вас правящая партия? К сожалению, административный ресурс в последние годы был определяющим. Затем финансовый ресурс и ваша личная харизма: умение говорить и убеждать. А затем уже выстраиваем стратегию.

Звонок в студию: Получается, что побеждают внешность и деньги?

— Совокупность ресурсов побеждает. Вы подключаете все: вы сильная личность, у вас сильная общественная организация, у вас достаточно финансов и поддержка действующей власти. Вот набор этих факторов в совокупности обеспечивает победу.

— Смотрю на наших депутатов, все в дорогущих костюма, с южным загаром. Все сплошь коммерсанты. А рабочий, медсестра, врач обычный может стать кандидатом и победить?

— Не обязательно иметь финансовые ресурсы и быть чиновником. Если у вас мощная харизма и вы активный общественный деятель, имеете авторитет у населения, то вас и без денег выберут. Но надо будет постараться.

— Но люди не выберут меня. Не выберут моего папу рабочего. Потому что он к вам не придет лишь потому, что у него нет денег. А он человек, который поработал, знает производство и умет с людьми общаться. Но он не сможет попасть в партию в нашей стране.

— Я с вами не согласен. Если вы возьмете биографию многих выдающихся политических деятелей, то окажется что они пришли все с низов. Главное для политика это характер и желание. Возможно, придется пять, десять лет жизни потратить, проиграв не одну кампанию. Главное иметь желание, упорство и целеустремленность.

— А в наших думах даже сейчас назовите хоть одного рабочего или учителя? Никого там нет.

— С появлением закона о политических партиях появилась возможность для людей, не обладающих финансами, но обладающих большим личным ресурсом, или возглавляющим общественную организацию, участвовать в политической жизни.

СКОЛЬКО СТОИТ ПОБЕДИТЬ?
— Какого цена вопроса по Челябинской области? Сколько примерно нужно затратить денег, чтобы стать кандидатом?

— Финансы это лишь один из ресурсов. Приведу два примера из своей практики. Крупный олигарх, поддерживаем администрацией области, член правящей партии пошел на выборы в Госдуму в Москву. Пригласили и собрали лучших людей ему в поддержку и у всех было ощущение, что он победит оппонента. Однако, кампания была начата поздно. Времени было мало. И, несмотря на огромный финансовый ресурс и хорошую команду он не догнал своего оппонента буквально в несколько сот голосов. Другой пример. Женщина, мать одиночка, не имеющая ни копейки денег в кармане, стала депутатом городской думы. За год до выборов взяла территорию округа, разбила ее на квадраты, дома, посчитала количество подъездов и пошла самым трудным путем — от двери к двери. Я уже говорил, что нужно гореть самому и зажигать других. Она приходила к людям, напечатав самую дешевую черно-белую листовку со своей короткой программой. И говорила, что я такая же как вы. А во власти сидят начальники, нет ни одного представителя простого люда, поэтому выберите меня, я живу рядом с вами и знаю наши проблемы. И она победила. Но для этого ей пришлось работать год, тратить свою энергию, себя. Это тяжелый труд: зайти к человеку, который готов тебя послать и уйти под аплодисменты. Поэтому деньги это не главный ресурс. Трудно назвать конкретную сумму. Она может быть максимальной, и вы проиграете, а может и наоборот.

— Существует ли в Челябинской области на ваш взгляд реальная оппозиция существующей власти?

— Думаю, что нет. Потому что Челябинская область входит в число наиболее благополучных регионов. У нас высокий рейтинг губернатора и администрации. В городе и области люди видят позитивные изменения. Потому для того, чтобы возникла оппозиция, нужны объективные обстоятельства — не решаемые много лет проблемы. Есть отдельные потенциальные лидеры, а реально оппозиции нет.

— А если вы возглавите местное отделение партии Прохорова, то чем конкретно вы будете заниматься и какие проекты возглавите в первую очередь?

— Мы и без мандата продолжаем работать. Просто если он будет, то у нас появится больше возможностей. Сможем объединить ресурсы с нашими соратниками из других регионов. Существенно усилим работу фонда «Город без наркотиков», возобновим конкурс молодых исполнителей «Арт-старт», который не проводили последние годы из-за нехватки средств, много проектов поддержки культуры и спорта приносят каждый день сторонники Прохорова. Работы впереди много.Если вы хотите поддержать мою кандидатуру на пост руководитель местного отделения создающейся партии Михаила Прохорова, то напишите мне на адрес ardigo@mail.ru

Информационный портал 74.ru 27 ноября 2009 года.

Выборы до выборов, или как найти идеального политтехнолога?

В марте 2010 года в Челябинской области пройдут выборы в муниципальные органы власти. На то, чтобы заставить людей правильно проголосовать, будет тратиться колоссальное количество денег. А управлять финансовыми потоками жаждущих власти кандидатов будет любопытная каста людей – политтехнологи. Кто они и чем зарабатывают себе на икру? Кто в Челябинской области самый крутой и удачливый политтехнолог? Страна должна знать своих героев, и именно это заставило журналистов сайта 74.ru провести небольшое исследование рынка избирательных технологий. Административный ресурс – страшная сила

Системные технологи

Значительную группу людей, которые помогают различным кандидатам реализовать на практике мечту о власти, составляют те, кто уже так или иначе знаком с этой властью. Они либо сами наделены властной функцией, либо занимают ключевой пост в аппарате власти, в обслуживающей ее системе.

Порой задача привести того или иного кандидата на пост мэра является практически прямой обязанностью этого человека. Андрей Косилов и Николай Рязанов непосредственно контролируют ход предвыборной кампании, потому что кровно заинтересованы в том, чтобы южноуральские города возглавили люди, лояльные к команде губернатора. То же самое относится к Вадиму Евдокимову или Олегу Грачеву, когда они помогают своим заказчикам заполучить мандат депутата, их шефу везде нужны свои люди – и в городской думе Челябинска, и на посту мэра Южноуральска.


Фактор личной выгоды чуть больше влияет на таких людей системы, как Елена Ильюшина или Наталья Макарова, но все же их заказчики вряд ли будут противны их непосредственным руководителям – Владимиру Мякушу и Валерию Панову, с ними фамилии соискателей власти, 100 процентов, согласовываются.

Перечислим в алфавитном порядке фамилии наиболее ярких и успешных представителей данной категории: Галина Гаврилова, Татьяна Головина, Олег Грачев, Владимир Дугинец, Марина Дымова, Вадим Евдокимов, Сергей Зырянов, Елена Ильюшина,Андрей Косилов, Наталья Макарова, Евгений Маклаков, Марина Поддубная, Николай Рязанов, Алексей Севастьянов, Александр Уфимцев.
(Данный список составлен с помощью экспертного опроса и не претендует на полноту и объективность).

Главный плюс всех этих людей – обладание мощным административным ресурсом. Находясь в системе управления регионом или областным центром, они имеют гораздо больше возможностей для продвижения к победе своего кандидата. Что это за возможности? Среди них и привлечение местной администрации на агитационную работу, и обеспечение оптимальных условий для проведения встреч кандидата с коллективами муниципальных бюджетных организаций, и консолидированное положительное голосование на закрытых участках (больницы, дома престарелых и прочее). Более подробно возможности административного ресурса перечислены здесь.

Минусов, однако, у технологов от администрации тоже предостаточно. Первая неприятность для кандидата, обратившегося за помощью к системному технологу, – это высокая стоимость его услуг. Очень высокая.

Еще одна существенная неприятность может поджидать связавшегося с властным технологом кандидата ближе к финалу избирательной кампании. Дело в том, что перечисленные выше личности имеют обыкновение браться сразу за несколько кампаний, получая деньги от нескольких заказчиков одновременно. И когда до дня выборов остаются считаные недели и резко повышается уровень напряжения в работе, системный технолог из-за высокой загруженности просто теряет концентрацию, в результате чего провисают нити управления избирательной кампанией. Люди власти элементарно не успевают за всем сразу уследить, из-за наслоения фамилий кандидатов и их проблем таким технологам сложно мгновенно принять важное решение.

Кроме этого у властного технолога есть еще непосредственные обязанности – следить за сельским хозяйством области или социальными проблемами Челябинска. Поэтому сами они непосредственно избирательных кампаний не проводят, нанимая для этого исполнителей. Стратегическая разработка кампании, конечно, остается за большим боссом, а оперативное ведение осуществляет наемный менеджер. И это еще один минус данной категории, деньги они получают от кандидата сами, а работать на кампанию отправляют других, отчего избирательная работа не всегда максимально эффективна.

Столичные. Отличные? «Варяги» из Москвы, Питера, Екатеринбурга

На сегодняшний момент роль заезжих политтехнологов на южноуральских выборах не так велика, как это было 5-7 лет назад. В целом невысокий эффект от приглашения московских, петербургских, свердловских или новосибирских специалистов несколько подпортил веру в идею приглашения на кампанию политтехнолога из другого региона. Тем не менее заезжие ребята продолжают играть на выборах свою роль.

Их можно в целом охарактеризовать одним словом – «варяги», даже несмотря на то, что фирма, готовая провести избирательную кампанию «под ключ», называет себя московской или петербургской. Офис известного на всю страну центра политического консультирования «Никколо М» официально находится в Москве, на Петровке. Но если заказчик из какого-нибудь Верхнеуральска заключит с «Николами» контракт, совсем не факт, что работать к нему приедут парни, каждый день видящие Кремль. Руководитель кампании – да, будет непосредственный москвич из головного столичного офиса, а вот спецов рангом пониже «Николо М», как и все другие московские фирмы, набирает по стране. Москва, пользуясь столичным именем, деньги собирает, а всю черновую пахотную работу в кампании проводят подрядчики из провинции. Точно так же действуют и питерцы, и свердловчане.

В подобном подходе есть свои плюсы и минусы. Главная выгода от приглашения «варяга» – эффект стороннего наблюдателя, незамыленного взгляда. Да, Москва приглашает на подряд тех же провинциалов, но это лучшие специалисты своего дела, уже проявившие себя на кампаниях в Пскове, Иркутске, Казани и так далее. Они побеждали в своих городах и готовы продемонстрировать заказчику современные ноу-хау предвыборных победных технологий со всей России. Они с победным презрением относятся к политтехнологам своих соперников, мол, порвем в клочья местную «деревню», и порой этого псевдостоличного гонора хватает для перевеса в кампании и итоговой победы.

Однако чаще в сухом остатке только этот гонор и остается. Минусов у «варягов» предостаточно. Приглашенные технологи, работая по принципу «сегодня здесь, завтра там», элементарно не успевают въехать в особенности менталитета местных избирателей и в целом политической картины региона. И не всегда делают верные выводы еще на этапе планирования кампании. Глубоко копать некогда, времени на серьезные социологические исследования нет, поэтому «варяг» тупо берет кальку с предыдущей удачной избирательной кампании и накладывает ее на южноуральские реалии, моделируя будущую победу без учета «рельефа местности». Зачастую подобный теоретический подход приводит к поражению кандидата. Неглубокое знание местности – главный минус «варягов».

Есть и еще один характерный штрих к портрету приглашенного на выборы «москвича». Заезжие политтехнологи отлично знают, что по окончании кампании они этот регион покинут. Их здесь ничего не держит, поэтому их ответственность перед кандидатом и избирателями, по сравнению с местными специалистами, более низкая. Деньги получил – выборы проиграл – перед кандидатом извинился – свинтил на другие выборы. Хорошо…

Есть еще интересный типаж – бывшие челябинские политтехнологи, которые пробились в столице и иногда посматривают в сторону родного региона. Можно вспомнить Евгения Минченко, Олега Баскакова, Сергея Нациевского, Владислава Андрюшина, Юлию Янбаеву. Но заметной роли, за некоторым исключением, наши бывшие земляки на южноуральских выборах не играли.Уральская пехота

Несистемные местные политтехнологи

Наш сайт надеется, что, публикуя ниже список самых известных местных политтехнологов, мы никого не позабыли. Если у вас, уважаемые читатели, есть на примете личности, которыми можно дополнить наш список – пишите фамилии в отзывах к данному тексту.

Алексей Баранов, Максим Бодягин, Александр Большаков, Алексей Бурлев, Сергей Иванцов, Сергей Клесун, Евгений Медведев, Владимир Недбайло, Игорь Савельев, Александр Святов, Алексей Стенников, Михаил Стерехов, Александр Подопригора, Юрий Чанов, Дмитрий Чудиновских (данный список составлен с помощью экспертного опроса и не претендует на полноту и объективность).

У большинства из этих товарищей за спиной не один десяток избирательных кампаний. Кто-то из них работал только в Челябинской области (Александр Подопригора), кто-то с удовольствием получал опыт предвыборных баталий в других регионах (Юрий Чанов, Дмитрий Чудиновских). Каждый с удовольствием похвалится немногими выигравшими кандидатами и постарается не вспоминать множество проигравших. В этом нет ничего зазорного: у любого местного политтехнолога поражений больше, чем побед, такова реальность.

У ребят из данного списка глобальный минус, пожалуй, только один – отсутствие самостоятельного административного ресурса и постоянной поддержки органов власти. В какой-то момент местный политтехнолог может быть близок к какой-либо властной группировке – администрации Юревича, областному правительству, «Единой России», или просто к какому-либо политику – Евгению Рогозе или Дмитрию Вяткину. И зачастую кто-либо из политтехнологов может козырнуть перед заказчиком фразой: «В случае чего, мой шеф – Дмитрий Федорович (Олег Николаевич, Валерий Карлович, Владимир Викторович и так далее) решит все ваши проблемы». Но это 100-процентный блеф, близость к тому или иному политику не означает наличия у политтехнолога рычагов реального административного давления.

Но этот существенный минус оборачивается качественным плюсом. Эти политтехнологи знают, что им в гораздо большей мере нужно рассчитывать на собственный ум, трудолюбие, креативность, смекалку и решимость во что бы то ни стало добиться результата. Именно этот фактор надежды только на самого себя помогает им иногда выигрывать кампании и продолжать свой нелегкий бизнес.

Положительные стороны местного политтехнолога очевидны. Во-первых, они на виду, и заказчику предельно просто проверить их послужной список: на кого работали, у кого выиграли, сколько при этом украли денег. Выбор того или иного местного политтехнолога – это результат взвешенного решения, что очень важно для достижения победы на выборах. Во-вторых, отсутствие административного ресурса значительно снижает ценник на услуги, а для политиков из Коркино, Южноуральска или Миасса фактор стоимости избирательной кампании играет первостепенную роль. Третий плюс местных специалистов – отличное знание поля, политической истории региона, понимание чаяний и запросов избирателей. «Ха, против вас, дорогой заказчик, идет Иван Иваныч Иванов!» – «Так я же знаю его отлично, работал против него пять лет назад, у меня на него столько компромата хранится…»

Без обид, но местные политтехнологи – это рабочие лошадки. Именно их за долю малую привлекают в качестве подрядчиков технологи из системы власти или из далекой Москвы. Именно они претворяют в жизнь технологии так называемого черного пиара. Об этих технологиях более подробно можно прочитать здесь

Знакомые дизайнеры, рекламисты, журналисты

Самое смешное, что треть, а то и 40% кандидатов предпочитают не обращаться за услугами ни к тем, ни к другим, ни к третьим перечисленным выше политтехнологам. Весьма значительную часть работы в избирательных кампаниях выполняет группа товарищей под общим названием «знакомые кандидата». Это могут быть знакомые журналисты, знакомые рекламисты, ведение кампании порой поручают даже знакомым дизайнерам. Люди, формально имеющие отношения к медиасфере, умеющие общаться с людьми и – в идеале, но реже – умеющие выстраивать стратегию по продвижению товара. Часто кандидаты, уже находящиеся во власти, поручают вести кампанию своим замам по социальной работе. С людьми общаешься? Журналистов знакомых найдешь? Листовки напечатаешь? Кресло свое сохранить хочешь? Все, теперь ты – ответственный за мою победу.

Минусы у подобных специалистов (без кавычек, они действительно специалисты, но в своей области) очевидны. Во-первых – отсутствие опыта. Во-вторых – отсутствие системных знаний и практики в избирательных технологиях. Зато есть и видные невооруженным взглядом плюсы. Первое – высокая степень мотивации. Второе – дешевизна.

О характерном примере сотрудничества кандидата и его знакомых из дизайнерской фирмы, никакого отношения к политтехнологиям не имеющей, рассказывает директор ООО «Наша Типография» Анастасия Мохначева.

«Участие в избирательной кампании мы приняли относительно случайно, – говорит г-жа Мохначева.– Мы осуществляли рекламное сопровождение бизнеса одного из наших клиентов, причем делали ему абсолютно все: от создания фирменного стиля и изготовления рекламных материалов до их размещения и мониторинга на территории Челябинской области. Клиент был очень доволен нашей работой, и у нас выстроились практически дружеские отношения. Перед одной из избирательных кампаний он пришел к нам с предложением организовать его предвыборную кампанию. Мы с радостью согласились, хотя в таких политических проектах «под ключ» мы раньше не принимали участия. С созданием фирменного стиля кампании проблем не было. Юриста клиент предоставил нам сам.

Когда выборы уже закончились, многие говорили, что визуально наша кампания была одной из лучших. Вот только победу одержал другой кандидат… Не стоит говорить о последующих отношениях с нашим клиентом, все и так понятно. Но мое мнение теперь такое – выборы выигрывают политтехнологи, а мы только красиво оформляем их мысли. На вопрос, будете ли вы еще принимать участие в выборах, не задумываясь, отвечу: «Да!». Но только на своем месте».

Без них – никуда

Акулы пера, судов и опросов населения

Есть еще три категории специалистов, без которых не обходится ни одна вменяемая избирательная кампания – юристы, журналисты и социологи. Без каких-либо комментариев и рейтингов мы публикуем списки наиболее известных в своей сфере личностей.

Эти люди реально влияют на качество избирательной кампании.

Юристы: Андрей Каягин, Юрий Коротенко, Ольга Лазарева, Артем Миронов, Андрей Талевлин, Елена Четвертакова, Елена Шубина.

Журналисты: Сергей Белковский, Сергей Блиновских, Владимир Васин, Ирина Гундарева, Ирина Дурманова, Андрей Корецкий, Андрей Кох, Сергей Леонов, Олег Ласточкин, Дмитрий Моргулес, Александр Патан, Александр Полозов, Андрей Трушников, Александр Юрин.

Социологи: Александр Бенко, Сергей Зырянов, Сергей Козлов, Артем Перехрист, Дмитрий Полев.

(Данный список составлен с помощью экспертного опроса и не претендует на полноту и объективность).

Все только начинается…

Уважаемые читатели! Знаете, чего не хватает в данной статье? Правильно: сравнительного ценника, прайса на услуги того или иного политтехнолога, журналиста, социолога. Именно уровень гонораров – самый главный показатель крутости того или иного специалиста предвыборной борьбы. Кто больше всего получает, тот и есть: самый крутой, самый удачливый, самый умелый. К сожалению, суммы гонорара – самая большая тайна политтехнолгов, и ни один из наших экспертов не согласился назвать свою плату за кампанию «под ключ».

А может быть, эта «тайна южоуральского двора» известна вам? Поделитесь… Пишите отзывы!

Роман ГРИБАНОВ, специально для Chelyabinsk.ru

Hosted by uCoz